Федеральная таможенная служба (ФТС) создала 10 из 16 центров электронного декларирования, заявил руководитель ведомства Владимир Булавин в ходе выступления на Московском финансовом форуме.

В настоящее время Федеральная таможенная служба проводит реформирование своих подразделений.

Прежде всего оно включает поэтапное создание единых региональных электронных таможен и центров электронного декларирования.

«Мы планируем в 2020 году завершить процесс реформирования, процесс создания электронных таможен. На сегодняшний день уже создано 10 из 16 центров электронного декларирования. Кроме того, предстоит создать электронные таможни во Владивостоке, Красноярске, Москве, Санкт-Петербурге и в Ростове», — сказал Булавин.
Другими словами, ФТС уже создала 10 центров электронного декларирования. В 2020 году ФТС будет иметь 16. Тогда как электронных таможен в 2018 году было открыто три. По итогам 2019 года планируется открыть одну. После этого, в планах на 2020 год их должно быть восемь.
Интерес вызывает работа с цифровой платформой  электронного сотрудничества всех участников цепи поставок. Например, 23 сентября 2019 года первый заместитель руководителя ФТС России Руслан Давыдов провел встречу с представителями компании Maersk, в ходе которой обсуждались вопросы реализации в России проекта международных транзитных контейнерных перевозок с использованием цифровой платформы TradeLens.
TradeLens – блокчейн-платформа, которая позволяет в режиме онлайн отслеживать перемещения грузов, а также обеспечивает электронное взаимодействие всех участников цепи поставок. Это совместная разработка Maersk и IBM, которая применяется в 20 странах мира. В России пилотный проект по внедрению платформы реализуется на базе морского порта Большой порт Санкт-Петербург.
Работу платформы участникам встречи продемонстрировал коммерческий директор TradeLens. Он отметил, что при перевозке одного контейнера задействуется более 30 различных структур. Другими словами, совершается свыше 200 операций по обмену информацией. TradeLens аккумулирует информацию обо всех этих операциях и позволяет отследить перемещение контейнера на каждом этапе. Налаживание информационного обмена с таможенными органами позволит дополнить цепочку сведениями об этапах таможенного оформления. Например, внести в систему отметки «груз в порту», «груз выпущен» и другие.
Руслан Давыдов отметил, что на данном этапе платформа адаптирована под нужды логистических и транспортных компаний. Она позволяет в целом ускорить операции по перемещению грузов. Однако при таможенном контроле используется информация о конкретных параметрах товара – стоимости, классификации и других. Эти данные составляют коммерческую тайну и не могут быть по закону переданы третьим лицам.
Руслан Давыдов: «Таможенные органы обязаны контролировать фискальные и нефискальные параметры груза. Загруженные в систему сведения должны быть аутентичны, а их передача безопасна. Также необходимо, чтобы участники согласились на обмен такими сведениями с другими пользователями платформы. В системе данные доступны всем и нет механизма распределения доступа. Как например, среди государственных органов в соответствии с возложенными на них контрольными функциями».
Стороны приняли решение о необходимости дальнейшего взаимодействия ФТС России и Maersk по вопросам развития информационного обмена, предварительного информирования о морских перевозках, в том числе в сфере международного транзита грузов.