Стратегия применения системы управления рисками утверждена ФТС России

Стратегия применения системы управления рисками — ФТС России утвержден порядок сбора и обработки информации, проведения анализа и оценки рисков, разработки и реализации мер по управлению рисками.

Стратегия применения системы управления рискамиВ таможенном деле система управления рисками играет крайне важную роль. Растаможка товаров — её скорость, применение определенны форм таможенного контроля на прямую будет зависеть от срабатывая конкретных профилей рисков. Под профилем риска таможенные органы понимают — совокупность сведений об области риска, индикаторах риска (формализованных критериях с заранее заданными параметрами, отклонение от которых или соответствие которым позволяет выбрать объект контроля), а также указания о применении необходимых мер по предотвращению или минимизации рисков.

Выявление профилей рисков, а точнее срабатывание профилей рисков, происходит на протяжении абсолютно всех операций, связанных с растаможкой товаров — от подачи ДТ до выпуска товаров. Именно поэтому знание основных направлений стратегии применения Федеральной таможенной службой России системы управления рисками является обязательным для всех участников ВЭД, которые хотят осуществлять внешнеэкономическую деятельность эффективно и успешно.

Стратегия применения системы управления рисками утверждена приказом ФТС России № 1677 от 18 августа 2015 года.

Стратегия применения системы управления рисками в таможенных органах направлена на достижение следующих целей:
1) обеспечение соблюдения права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы (далее — Законодательство), на основе реализации процесса управления рисками;
2) обеспечение эффективного выбора объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля (далее — меры по минимизации рисков), а также определения степени их применения в отношении таких объектов, достаточных для обеспечения соблюдения Законодательства;
3) создание условий для ускорения проведения таможенного контроля и упрощения перемещения через таможенную границу Таможенного союза товаров, по которым не выявлены риски.

Стратегия применения системы управления рисками предусматривает также определенную тактику. Тактика применения СУР заключается в реализации процесса управления рисками на всех уровнях системы таможенных органов и основывается на:
1) планировании и организации деятельности таможенных органов по управлению рисками с учетом приоритетных целей таможенного контроля, предусмотренных пунктом 3 Стратегии;
2) постоянном совершенствовании порядка сбора, хранения и обработки информации, необходимой для оценки рисков;
3) реализации комплексного, системного и результативного процесса оценки рисков в таможенных органах на основе методов оценки рисков и использовании специальных аппаратно-программных комплексов;
4) выявлении объектов таможенного контроля с признаками рисков и эффективном применении мер по минимизации рисков;
5) оптимальном распределении ресурсов таможенных органов для организации воздействия на риски в зависимости от таможенных операций и этапов таможенного контроля;
6) контроле за правомерным и единообразным применением мер по минимизации рисков в целях достижения прогнозируемых результатов таможенного контроля;
7) осуществлении мониторинга и оценки результативности процесса управления рисками в целях совершенствования СУР и выбора наиболее эффективных методов оценки рисков и мер по их минимизации;
8) распределении участников внешнеэкономической деятельности (далее — участники ВЭД) по категориям уровней риска в зависимости от оценки вероятности нарушения ими Законодательства (далее — риск-категорирование участников ВЭД) в целях обеспечения соблюдения при проведении таможенного контроля принципа выборочности, предусмотренного пунктом 1 статьи 94 Таможенного кодекса Таможенного союза.
9) оптимальном распределении ФТС России полномочий в процессе управления рисками между подразделениями таможенных органов, к компетенции которых относятся вопросы (далее — субъекты СУР):
а) организации и координации управления рисками (далее — координирующие субъекты СУР);
б) проведения оперативно-розыскной и связанной с ней информационно-аналитической деятельности (далее — правоохранительные субъекты СУР);
в) организации и проведения таможенного контроля после выпуска товаров (далее — субъекты СУР на этапе после выпуска);
г) организации и проведения административных расследований; организационно-аналитической деятельности таможенных органов; валютного контроля; экспертно-криминалистического обеспечения деятельности таможенных органов, а также организации и проведения таможенного контроля товаров в пределах установленной компетенции (далее — специализированные субъекты СУР) по следующим направлениям деятельности:
— контроля таможенной стоимости;
— контроля правильности классификации товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза;
— контроля за применением ставок таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;
— контроля за правильностью определения страны происхождения товаров;
— контроля за исчислением и взиманием таможенных платежей и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы;
— контроля за обеспечением уплаты таможенных пошлин, налогов, обеспечением уплаты специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин;
— контроля за предоставлением льгот по уплате таможенных платежей, а также тарифных преференций;
— контроля за соблюдением запретов и ограничений, установленных в соответствии с Законодательством;
— контроля за соблюдением прав на объекты интеллектуальной собственности;
— организации совершения таможенных операций, таможенных процедур и проведения таможенного контроля;
— контроля за таможенной процедурой таможенного транзита;
— таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами;
— координации и контроля деятельности таможенных органов по использованию инспекционно-досмотровых комплексов.

Стратегия применения системы управления рисками предусматривает выделение ряда субъектов СУР, рассмотрим основных.
Координирующими субъектами СУР осуществляется:
1) методологическое руководство и обеспечение единообразного применения тактики СУР в таможенном органе;
2) обеспечение деятельности по планированию, организации, контролю и оценке эффективности применения таможенными органами СУР;
3) проведение оценки рисков;
4) разработка, применение и актуализация профилей рисков;
5) контроль эффективности применения профилей рисков;
6) реализация риск-категорирования участников ВЭД, а также актуализация категорий уровней риска участников ВЭД;
7) проведение сопоставительного анализа сведений о совершенных таможенных операциях и результатах проведения таможенного контроля с индикаторами рисков, содержащимися в профилях рисков, в результате применения которых достигнуты результаты, для подготовки предложений по применению мер по минимизации рисков при проведении таможенного контроля после выпуска товаров и их представление субъекту СУР на этапе после выпуска;
8) управление применением программных средств, обеспечивающих функционирование СУР, и подготовка предложений по их созданию, модернизации и сопровождению.
8. Правоохранительными субъектами СУР осуществляется:
1) реализация процесса управления рисками на основе информации, полученной в ходе оперативно-служебной и информационно-аналитической деятельности правоохранительных субъектов СУР;
2) подготовка предложений по созданию программных средств и внесению изменений в программные средства, обеспечивающие функционирование СУР, и их представление координирующему субъекту СУР;
3) контроль эффективности применения профилей рисков, разработанных по направлению деятельности правоохранительных субъектов СУР;
4) подготовка предложений по совершенствованию риск-категорирования участников ВЭД и их представление координирующему субъекту СУР.
Субъектами СУР на этапе после выпуска осуществляется:
1) реализация процесса управления рисками на этапе таможенного контроля после выпуска товаров;
2) подготовка предложений по созданию программных средств и внесению изменений в программные средства, обеспечивающие функционирование СУР, и их представление координирующему субъекту СУР;
3) подготовка предложений по совершенствованию риск-категорирования участников ВЭД и их представление координирующему субъекту СУР;
4) проведение оценки подконтрольных рисков для подготовки предложений по разработке профилей рисков на этапах до выпуска товаров и их представление координирующему субъекту СУР;
5) подготовка предложений по разработке, применению, актуализации профилей рисков и их представление координирующему субъекту СУР.
Специализированными субъектами СУР осуществляются:
1) сбор и обработка информации об объектах таможенного контроля, в том числе о совершенных таможенных операциях и результатах таможенного контроля, проведенного как до, так и после выпуска товаров;
2) проведение оценки рисков по своему направлению и представление результатов этой деятельности координирующему субъекту СУР;
3) мониторинг и контроль качества принятых мер по минимизации рисков;
4) контроль эффективности применения профилей рисков, разработанных по направлению деятельности специализированных субъектов СУР;
5) подготовка предложений по созданию программных средств и внесению изменений в программные средства, обеспечивающие функционирование СУР, и их представление координирующему субъекту СУР;
6) подготовка предложений по совершенствованию риск-категорирования участников ВЭД и их представление координирующему субъекту СУР;
7) подготовка предложений по разработке, применению, актуализации профилей рисков и их представление координирующему субъекту СУР.

Стратегия применения системы управления рисками — порядок сбора и обработки информации определяет действия должностных лиц таможенных органов, направленные на получение информации об объектах таможенного контроля, учет, систематизацию, преобразование, а также хранение информации в целях обеспечения проведения анализа.
Сбор информации осуществляется должностными лицами таможенных органов с использованием сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении таможенных органов, информации, содержащейся в информационных ресурсах Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (далее — ЕАИС таможенных органов), а также информации, полученной от таможенных служб иностранных государств, представительств ФТС России за рубежом, в том числе иных федеральных органов исполнительной власти.
Обработка информации в целях проведения анализа включает в себя ее учет, систематизацию, преобразование и хранение.
При учете информации должностные лица таможенных органов осуществляют регистрацию и обобщение информации, поступившей в таможенный орган.
Преобразование информации осуществляется должностными лицами таможенных органов путем приведения полученной информации к формату и виду, используемым в информационно-программных средствах ЕАИС таможенных органов.
При систематизации информации должностные лица таможенных органов производят ее группирование и объединение по определенным параметрам и критериям.
Должностные лица таможенных органов осуществляют хранение информации, которое заключается в поддержании полученной информации в неизменном состоянии, обеспечивающем возможность ее последующего использования субъектами СУР при оценке рисков.
Способ хранения информации определяется таможенными органами исходя из состава входящих в нее сведений, формата, а также вида ее представления и формализации.
Учет, систематизация, преобразование и хранение информации, составляющей государственную, коммерческую, банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну, и другую конфиденциальную информацию, а также совершение с такой информацией иных операций осуществляются в соответствии с требованиями Законодательства.
Доступ к информации, содержащейся в программных средствах, обеспечивающих функционирование СУР, предоставляется исключительно субъектам СУР.
В целях определения возможности возникновения риска и последствий нарушений Законодательства в случае его возникновения таможенными органами на основе информации, полученной в результате сбора и обработки, проводятся анализ и оценка риска.
При анализе и оценке риска применяются информационно-программные средства ЕАИС таможенных органов, включающие системы управления базами данных, системы быстрой (в том числе визуальной) разработки алгоритмов проведения анализа информации, а также общесистемное и прикладное программное обеспечение.
Анализ и оценка рисков осуществляются должностными лицами таможенных органов с использованием методов оценки рисков и алгоритмов определения областей и индикаторов риска, разработанных таможенными органами с использованием математических, статистических и вероятностных методов анализа (далее — целевые методики анализа рисков).
С помощью целевых методик анализа рисков автоматизируется процесс проведения таможенными органами оценки рисков.
Результат оценки риска является основой для разработки профиля риска или принятия решения о необходимости применения мер по минимизации рисков после выпуска товаров.
Виды рисков классифицируются ФТС России исходя из нарушений и правонарушений, наиболее часто совершаемых участниками ВЭД в целях уклонения от соблюдения требований Законодательства.
ФТС России определяет области рисков, в отношении которых таможенные органы в обязательном порядке утверждают профили рисков и применяют меры по минимизации рисков.
Стратегия применения системы управления рисками и порядок разработки и реализации мер по управлению рисками:
1) определение мер по минимизации рисков, а также последовательности и порядка их применения;
2) разработку и утверждение профилей рисков.
Профиль риска разрабатывается таможенными органами в целях выявления объекта таможенного контроля на основании индикаторов риска и применения в отношении него мер по минимизации рисков.
Профили рисков классифицируются ФТС России исходя из срока и региона их действия, методов, использованных при оценке рисков, срока разработки, а также способа доведения и применения;
3) выбор объектов таможенного контроля на основании индикаторов риска.
Выбор объектов таможенного контроля осуществляется таможенными органами как самостоятельно исходя из индикаторов риска, так и с использованием информационно-программных средств ЕАИС таможенных органов.
Автоматизированный выбор объектов таможенного контроля для применения мер по минимизации рисков в соответствии с утвержденными профилями рисков обеспечивается при таможенных операциях, для которых Законодательством предусмотрена подача участником ВЭД в электронном виде сведений о перемещаемых товарах и транспортных средствах через таможенную границу Таможенного союза.
При проведении таможенного контроля после выпуска товаров выбор объектов таможенного контроля может осуществляться таможенными органами без разработки и утверждения профилей рисков;
4) воздействие на риски.
Воздействие на риски осуществляется путем непосредственного применения уполномоченными должностными лицами таможенных органов мер по минимизации рисков, в том числе с участием должностных лиц иных федеральных органов исполнительной власти и организаций, в случаях, предусмотренных Законодательством, а также проведения контроля за правомерностью и результативностью применения таких мер.
В целях дифференцированного воздействия на риски таможенные органы применяют риск-категорирование участников ВЭД.
Риск-категорирование участников ВЭД предусматривает выявление в ходе совершения таможенных операций объектов таможенного контроля с признаками рисков, а также использование сведений об уровне риска участников ВЭД при применении мер по минимизации рисков.
По результатам риск-категорирования все лица, в отношении деятельности которых проводился анализ, группируются по следующим категориям уровня риска участника ВЭД:
— низкий уровень риска;
— средний уровень риска;
— высокий уровень риска.
Риск-категорирование участников ВЭД и актуализация категорий уровней риска участников ВЭД осуществляется на основе регулярного и всестороннего анализа находящихся в распоряжении таможенных органов сведений о деятельности участников ВЭД, а также результатах совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении товаров, ими перемещаемых, в том числе документов и сведений, самостоятельно представляемых участниками ВЭД, и находящимися в информационных ресурсах таможенных органов;
5) мониторинг и анализ результатов воздействия на риски;
6) актуализацию (отмену) профилей рисков.
Предложения об актуализации или отмене профилей рисков разрабатываются на основании анализа результатов воздействия на риски, а также в случае изменения правовых актов, определяющих порядок совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля.
Результаты применения профилей рисков учитываются в информационных ресурсах таможенных органов.

Стратегия применения системы управления рисками и оценка управления рисками.
Таможенные органы при оценке и управлении рисками, а также реализации риск-категорирования участников ВЭД используют информационные системы и информационные технологии, основанные на электронных способах передачи, хранения и обработки информации, а также средства их обеспечения.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что стратегия применения системы управления рисками и сама система управления рисками пронизывают всё таможенное дело, влияют на любые таможенные операции и процедуры, а, следовательно, эффективная внешнеэкономическая деятельность возможна только при постоянной оценки и прогнозировании возможности применения таможенными органами инструментов СУР в отношении ваших товаров.